Моделирование бизнес процессов в компании — что это?

Это отображение рабочих алгоритмов, подчинённое заданной системе и форме представления, а также — соответствующее целям распределение процессов.

Суть принципов моделирования бизнес-процессов заключается в том, чтобы отразить логическую предметно-временную связь в рамках определенных задач. Построение модели – основа оборота документации, и операционных функций внутри компании: автоматизированная обработка процессов, их анализ, организация и поддержка бесперебойной работы.

В моделях с помощью нотаций фиксируется логическая цепочка движений, и за каждой из них закрепляется ответственный. Таким образом, процессное описание бизнес-процесса называют методом моделирования и применяют его для достижения множества целей.

Зачем моделировать бизнес-процессы

Само моделирование состоит из нескольких этапов. Рассмотрим каждый в хронологической последовательности, припишем ему микроцели, а после — определим общую цель моделирования.

  1. Задокументировать бизнес-процессы. Цели:
    • делегировать задачи в другие департаменты,
    • предоставлять доступ к задачам внешнему менеджменту,
    • обучать вновь прибывших сотрудников и избегать утечки знаний при увольнении других,
    • выполнять договорные обязанности перед партнёрами (сертифицировать предприятие), перед сотрудниками (контролировать соблюдение правовых норм) и перед обществом (знать, как влияет предприятие на окружающую среду, и минимизировать ущерб).
  2. Оптимизировать бизнес-процессы. Цели:
    • вводить новые корпоративные структуры,
    • менять задачи и улучшать операционные цепочки в зависимости от рыночных условий.
  3. Автоматизировать и внедрить ИТ. Цели:
    • управлять финансами в контексте закупки-продажи-затраты,
    • отслеживать кадровый состав,
    • планировать производственную деятельность, долгосрочные проекты и проектировать технологические процессы.
  4. Выбрать показатели результативности. Цели:
    • установить лучший опыт внутри компании, либо в географическом сегменте компании,
    • определить необходимость изменений, структурных или операционных, и провести их.

Общая тенденция методик моделирования бизнес-процессов — переход от функциональной ориентации к процессной, событийной. Если в первой, более традиционной, прослеживается чёткая иерархия с её разделением труда, узким видением задач и бюрократизации, то вторая основана на синхронизации, создании рабочих групп и облегчённой должностной вертикали. Отказ от функционального пути возможен, но в большинстве компаний России сохраняется курс на специализацию, поэтому и путь остаётся актуальным. Автоматизация управления бизнес-процессов Forward BPM кастомизирует акцент в зависимости от нужд заказчика и позволяет отследить показатели, чтобы выбрать оптимальную модель.

Примарная цель моделирование — улучшение работы компании. “Идеальная модель”, наложенная на ту, “что есть”, подчеркивает успешные процессы и уделяет внимание несовершенным, предлагая пути их оптимизации.

Какие методы бывают

Как и в науке, в бизнесе предложены сотни гипотез разной популярности. Именно то, как часто и насколько продуктивно компании используют тот или иной способ оптимизации, повлияло на укоренение основных методов моделирования продуктивных бизнес-процессов. Но реферальность не единственная причина выбрать один из двух методов, о которых далее пойдёт речь. Они удобны также потому, что основаны на графических нотациях — все люди немножко ленивые, поэтому отдают предпочтение визуальным данным, которые считываются быстрее.

Рассмотрим IDEF, систему функциональную, и eEPC, событийную, чтобы понять разницу между ними.

IDEF

IDEF (Integrated Definition for Function Modeling) — семейство инструментов функциональной аналитики, используемой также и вне контекста предприятий. Наиболее распространены нотации IDEF0 и IDEF3.

IDEF0 — лидер систем моделирования бизнес-процессов по функциональному принципу, где сложные функции раскладываются на простые, а затем эти блоки объединяются по логике. Блок-схемы IDEF0 показывают функции/процедуры, потоки информации и обмен материальными объектами. В каждом сегменте обозначены:

  • Вход — документы, данные и объекты для работы,
  • Выход — документы, ресурсы и материалы как результат работы,
  • Управление — правила и воздействия, регламентирующие работу,
  • Механизм — ресурсы для работы, не меняющиеся в ходе выполнения задачи.

IDEF3 — нотация, используемая, когда необходимо отразить логическую последовательность выполнения работ. Демонстрируется течение работ и промежуточные состояния объектов. Элементы схемы:

  • Работа — процессы и задачи,
  • Стрелки — взаимоотношения задач,
  • Перекрестки — принципы взаимодействия стрелок: “и”, “и/или”, “или”,
  • Объект ссылки — комментарий или ссылка, не привязанные к предыдущим сегментам.

Эта нотация — предпосылка к созданию событийных систем, так как именно работу, процесс, ставит субъектом. Однако относительно последователей, IDEF3 хуже понимает текстовое описание.

Нужда в автоматизации — главный мотив моделирования бизнес-процессов в методологии IDEF, позволяющей использовать строгий графический язык и следовать исключительно заданным алгоритмам.

eEPC

eEPC (extended Event Driven Process Chain) — версия систем событийного моделирования бизнес-процессов, работающая вокруг задач. В одной нотации виден и порядок выполнения процессов, и события для их управления, а также — документы, системы информации, материальные активы и ответственные кадры.

В системе возможно добавление собственно написанных элементов, которые соотносятся со “стержнем” задач и приспосабливаются под общий вид нотации. Метод позволяет описывать бизнес-процессы в отдельном текстовом блоке, не загружая визуальную схему и упрощая навигацию, приписывая каждому этапу номер графического блока.

Диаграммы eEPC — интерфейс, интуитивно понятный сотрудникам, в том числе, благодаря отображению течения документов и их статусов. А статус метода чёткого моделирования бизнес-процессов — основа расчётов для анализа производительности и доказательная база для оптимизации.

Список методологий моделирования современных бизнес-процессов, разумеется, гораздо больше: в него входят алгоритмы, унаследовавшие лучшее от описанных выше и получившие расширенные функции. Изучать их особенности возможно, практически проработав для себя плюсы и минусы предшественников и ознакомившись с общими принципами.

Другие статьи из блога

© 2010-2019 Forward Telecom. Все права защищены.
Карта сайта | Политика конфиденциальности

Контактные данные

  • +7 (495) 960-62-78
    с 10:00 до 19:00
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Адрес