Подписная модель как драйвер развития бизнеса
Подписная модель как драйвер развития бизнеса
В рамках цифровой трансформации многие виды бизнеса начинают выстраивать монетизацию с помощью подписной модели. С ней компания не разово продает продукт клиенту, а подписывает его на постоянное пользование.
На оформление периодических платежей клиенту решиться гораздо проще, чем на крупную покупку. А для бизнеса такая модель гарантирует предсказуемость спроса и возможность точного планирования, а также прогнозируемость прибыли и убытков.
Рост спроса на оформление подписок наглядно демонстрирует исследование Deloitte, согласно которому 69% американских домохозяйств в настоящее время подписаны на одну или несколько видео-платформ, а 41% — на на один или несколько потоковых музыкальных сервисов.
Консалтинговая компания Manifesto Growth Architect провела опрос, результаты которого показали, что 70% мировых бизнес-лидеров в сфере розничной торговли, финансов, досуга, автомобилестроения и коммунальных услуг считают, что внедрение бизнес-модели по подписке будет заложено в стратегию развития их бизнеса.
Преимущества подписной модели глазами бизнеса
Бизнес видит очевидные преимущества от внедрения подписок. В первую очередь это стабильные и прогнозируемые потоки дохода, обеспечивающие бесперебойную работу компании. К тому же, когда спрос становится более предсказуемым, планирование расходов и стратегии развития бизнеса упрощается.
Подписная модель влияет на отношения с клиентами — существенно снижает затраты на удержание клиентов и повышает их лояльность благодаря механизмам персонализации продукта. Последние непрерывно связаны с оформлением подписки, так как с ней открывается больше возможностей для сбора и анализа информации о предпочтениях клиентов.
Подписная модель: примеры
Подписная модель наиболее характерна для мобильных приложений, SaaS-решений или медиа-продуктов. К примеру, по подписке работает приложение для отслеживания женского здоровья Flo, сервис для разработки интерфейсов Figma и стриминговый сервис Netflix. Но сейчас подписки внедряют самые различные типы бизнеса — от продуктовых магазинов до производителей автомобилей. Так, например, по подписке можно приобрести автомобиль Kia.
Средства массовой информации также увидели в подписной модели новый эффективный канал монетизации — по подписке читателям открывается доступ к эксклюзивным материалам. В 2021 году раздел с эксклюзивным контентом запустили РБК Pro. Материалы по подписке нацелены на топ-менеджмент и владельцев бизнеса, поэтому тематики раздела сосредоточены вокруг интересов этой целевой аудитории. Это инвестиции, бизнес-литература, здоровье и саморазвитие.
Для создания раздела РБК выбрали комплексное решение от разработчика Forward, которое включало следующие продукты: Billing, CRM, PC, SP, BPM, PRM, RTM, DMP.
Решение позволило создать каталог коммерческих офферов с несколькими «уровнями» подписки с возможностью управлять их доступностью и динамически изменять цены. Внедрение контента по подписке обеспечит более устойчивое развитие «РБК», так как оно диверсифицирует источники дохода компании: основную долю выручки обеспечивает реклама, а подписная модель становится дополнительным каналом монетизации.
Большие данные и аналитика часто являются ключевыми инструментами цифровой трансформации. Продукты Forward позволяют «РБК» собирать подробные данные о предпочтениях читателей, что позволяет постоянно оттачивать механизм рекомендаций. Сократился путь до клиента, что дало «РБК» возможность кастомизировать и персонализировать предложения для стимуляции целевых покупателей подписки и просто читателей. Такой подход обеспечивает высокую конверсию и удовлетворенность пользователей.
Кейс «РБК» наглядно демонстрирует, что комплексные биллинговые решения сегодня выходят за рамки классических сегментов — телекома, банков, ЖКХ. А внедрение подписной модели может стать драйвером для различных сфер бизнеса.
Подписки как драйвер роста бизнеса
Тренд на внедрение подписной модели увеличивается год к году. По данным Frank RG, в 2021 году подписками пользовались 20 млн россиян, а в горизонте 5 лет это число вырастет на 30-40%.
Бизнесу важно учитывать, что продукт должен давать регулярную ценность. Клиенту не захочется отменять подписку после первого платежа, если он обращается к продукту на постоянной основе и получает ощутимую пользу.
Так, подписная модель может стать для бизнеса драйвером для роста — она формирует у пользователей привычку, которая будет обеспечивать стабильный поток дохода и его регулярный прирост.