Успешные российские проекты с услугами MVNO дали пищу для размышлений сильным брендам и предпринимателям ─ может, виртуальный оператор и правда может стать источником дохода и заменой системе лояльности? Рассказываем об удачных и неудачных российских проектах, причинах провала MVNO и этапах запуска виртуального оператора.
Затронем базу ─ пару слов о том, кто такие MVNO. Mobile virtual network operator, или мобильный виртуальный оператор ─ это схема работы на телеком-рынке, в которой компания арендует частично или полностью инфраструктуру хост-оператора, а трафик и сим-карты продает под собственным брендом. В России арендовать сеть можно только у “большой четверки”: МТС, Билайн, Мегафон и Tele2, причем последний оператор более гостеприимный, и именно он запустил собственную “фабрику MVNO”.
Создать виртуального оператора можно по трем схемам:
Перечислим те, что на слуху ─ неудачные попытки запуска виртуального оператора.
Не “взлетевших” проектов MVNO гораздо больше. Примечательно, что закрываются даже проекты на базе крупных брендов, у которых внушительная клиентская база, с которой можно работать. Вот несколько пунктов, о которых нельзя забывать, планируя MVNO.
Теперь поговорим об MVNO-операторах Москвы и России, которые учли вышеописанные советы, успешно запустили проект и развиваются по сей день.
Сбербанк. С такой гигантской базой клиентов у банковского MVNO-оператора просто не было варианта не “взлететь”. Одна из целей, которую преследовал “Сбермобайл”, была выполнена уже на старте проекта ─ банк стал экономить 25 миллионов в месяц на sms-рассылках, делая это через своего виртуального оператора.
Yota. Это, наверное, единственный оператор, который приходит в голову, если речь заходит об успешных MVNO без готовой клиентской базы. Дочка “Мегафона” стала любимцем молодежи и брендом с нетривиальным маркетингом. Yota до сих пор остается “царем” на рынке MVNO, обслуживая две трети абонентов.
Тинькофф. Это наш любимый пример ─ мвно-оператора “Тинькофф мобайл” мы запускали совместными усилиями, предоставив компании современный конвергентный биллинг. Оператор, как и когда-то банк, начал развиваться стремительно, захватывая регионы и бешеными темпами увеличивая абонентскую базу. Сейчас это чуть ли не единственный бренд, который наравне с Yota активно идет в маркетинговое наступление и выпускает много новых предложений. “Тинькофф мобайл” один из MVNO, который успешно развернулся на сетях Теле2 в рамках “фабрики”.
Ростелеком. Уже больше миллиона абонентов обслуживает виртуальный оператор MVNO российского провайдера. Операторы фиксированной связи увидели в MVNO свою выгоду ─ это способ предлагать клиентам Full Play: интернет, ТВ, фиксированную и мобильную связь в одном флаконе.
МГТС. Дочка МТС пошла по пути “Ростелекома” и с помощью MVNO сократила отток абонентов в 4-5 раз, а ARPU увеличился на 30-40%.
После запуска 8 проектов мы узнали все, что можно, о запуске виртуальных операторов. И вот, как это происходит.
Подготовительный этап. Составить бизнес-план, придумать идею, стратегию. Определиться с видом MVNO. Если в планах база до 15 тысяч абонентов, лучше делать Light-версию. Если больше ─ можно опробовать идею на Light MVNO, а потом перейти на модель посложнее. Если есть готовая клиентская база и сильный бренд ─ можно сразу строить Full MVNO для свободы действий.
Лицензия и хост-оператор. С операторами “большой четверки” иногда приходится договариваться долго. Очень долго. Незапланированно долго. Tele2 более гибкий в этом плане, но сложности могут возникнуть и с ним. Совет: выбирайте посредника, который уже общался с операторами и имеет связи. Работайте с теми, кто проложит “мостик” между вами и оператором, сгладит углы, договориться за вас. Это может сделать и вендор ─ например, Forward Telecom тоже берет на себя часть этого этапа. Еще нужно получить лицензию Роскомнадзора.
Покупка техники и биллинга. Рекомендации по этому этапу мы уже писали выше. Для экономии OSS/BSS можно взять в аренду, особенно при использовании моделей Light и Medium. Часто начинающие мвно-операторы советуются по поводу оборудования с уже запустившимися коллегами, так что сложностей возникнуть не должно.
Интеграция с инфраструктурой оператора. На этом этапе тоже понадобится помощь интегратора, который будет решать технические проблемы с хост-оператором и торопить его, иначе процесс может растянуться на многие месяцы.
Тестирование. Не стоит недооценивать этот этап ─ бывало, что уже готовые к запуску виртуальные операторы MVNO сворачивали проект из-за плохого качества связи. Нужно приготовиться к возможным проблемам и вероятности, что запуск придется отложить. Чаще всего такое происходит, если компания запускает проект самостоятельно и без опытных партнеров ─ непредвиденные трудности могут застать врасплох. MVNO ─ не просто модная игрушка, а способ увеличить лояльность клиентов, получить прибыль или сократить расходы. Пока еще есть много свободных ниш, которые могут занять новые MVNO. Если вы знаете такую ─ дерзайте, а мы поможем запустить виртуального оператора за три месяца.
В ближайшее время менеджер свяжется с Вами.