Биллинг провайдера

Все мы оплачиваем различные услуги связи, такие как Интернет, IP-телефония, телевидение. Необходимо разобраться как провайдеры насчитывают стоимость услуг, объем реализованных и полученных функций.

Внутри каждой сети провайдера есть биллинг. Это комплекс процессов, при помощи которых провайдер контролирует предоставление различных услуг, можно включать и отключать различные дополнительные опции. Использование биллинга позволяет проводить обработку огромных объемов информации и данных пользователей. Министерство связи использует в своих нормативах и документах несколько другие понятия. Так под биллингом они подразумевают «автоматизированные системы расчетов» — АСР.

Согласно законодательству, в этой области вводится несколько терминов. Также вводится понятие биллинговых данных. Эти данные включают в себя ряд важной информации:

  • Фамилия, Имя и отчество клиента, то есть абонента.
  • Наименование абонента, то есть название организации, данные руководителя и прочее.
  • Адрес абонента.
  • Пользователь является юридическим или физическим лицом.
  • Клиенту предоставляется конкретный абонентский номер. При помощи этого номера каждого клиента можно легко идентифицировать как абонента.
  • Содержится в базе вся необходимая информация, а именно дата подписания договора, перечень услуг абонента, история трафика и потребляемого контента.
  • Баланс счета, начисления и списания средств. Также отображаются конкретные даты оплаты и списания услуг.
  • Протоколирование доступа. Осуществляется путем предоставления абоненту конкретного IP-адреса. При телефонии отображается номер телефона, на который подключены услуги связи и телефонии.

Операторы связи и телефонии всегда использовали такие данные, вели контроль трафика и услуг. Но именно с 2003 года государство обязало провайдеров и операторов делать это обязательно.

Понятие Bill или счет возникло давно. Изначально такие системы внедрялись в области кредитования и банковской деятельности. Если доверенный человек не оплачивал какие-либо услуги, то ему вручали чек. Эта система полюбилась руководителям и работникам отелей. Кульминацией же развития биллинга стало внедрение систем в работу операторов, провайдеров. Сегодня он включает в себя определенный перечень услуг, функций и возможностей. Также осуществляется контроль за начислениями, объемом траффика и использованных услуг.

Расцвет биллинговых систем и систем контроля трафика пришелся на 90-е годы прошлого века, на времена Dial-up. Главной задачей АСР того времени можно считать контроль учет времени, на протяжении которого длилась сессия доступа клиента к сети. Система удаленно должна была контролировать время сессии, при этом разделялись дневные и ночные тарифы. Без грамотно построенной биллинговой системы вести учет такого большого объема данных было бы просто невозможно. К примеру, в ночное время стоимость сессии могла быть дешевле. Часто эта цифра доходила до 70%. Поэтому нужно было вести учет данных. На закате Dial-up системы АСР могли генерировать коды экспресс-оплаты за услуги. Также через розничные сети распространялись карты для оплаты с использованием таких кодов.

Дальнейший этап развития систем связан был с повсеместным введением новейших xDSL-технологий. Изменения коснулись особенностей контроля траффика и потребляемой информации. Больше не было необходимости контролировать количество минут, секунд и даже часов нахождения в сети. Стали появляться тарифные планы, в которых контроль осуществлялся путем подсчета объемов траффика. Большое значение имела также и скорость доступа к сети. Каждый абонент мог самостоятельно выбирать тариф, который ему подходил. При этом нужно было выбрать объем мегабайт и скорость. Исходя из соотношения этих двух факторов и просчитывалась стоимость тарифного плана. Также стали появляться различные новые сервисы, которых не было раньше. Так некоторые провайдеры и крупные операторы стали предлагать собственные файлообменники. В те времена это было законно и давало возможность обмениваться траффиком, фильмами, музыкой и прочими материалами.

Дальнейшей эпохой развития биллинга можно считать внедрение технологии FTTx. Стоит отметить, что эта технология является актуальной и сегодня и используется большинством провайдеров и операторов связи в стране. Используется аутентификация различными способами, такими как (PPtP, PPPoE, L2TP) или через — IPoE с аутентификацией по mac, ip, используются опции 82 DHCP, а также по qinq vlan тегам. Провайдеры используют программные средства, которые дают широкие возможности. При помощи программного обеспечения можно осуществлять такие действия:

  • Можно взаимодействовать с оборудованием BRAS. Это позволяет осуществлять динамическое управление всеми параметрами сессии абонента или клиента. Можно менять скоростную политику, ограничивать доступ к некоторым ресурсам и сервисом. Все это выполняется оперативно в режиме реального времени.
  • Взаимодействие с классической и более современной IP-телефонией. Может осуществляться тарификация по времени и факту вызова. Можно также управлять маршрутизацией различных вызовов.
  • Взаимодействие с инфраструктурой систем IPTV — CAS и middleware. Можно взаимодействовать с видеосервисами.
  • Организация программной инфраструктуры для Wi-Fi-сетей.
  • Оператор или Провайдер может создавать максимально гибкие тарифные планы. Можно группировать сети по различным категориям и факторам. Это делает предоставление услуг потребителю максимально комфортным для пользователя и выгодным для оператора.
  • По лицевому счету ведется постоянный и детальный отчет. Отображается вся финансовая информация относительно полученных услуг, их объема и других данных.
  • Возможность быстро сформировать квитанцию для оплаты услуг.
  • Клиент имеет возможность оплатить услуги любым удобным способом. Это могут быть банковские сервисы, платежные системы и многое другое.
  • У пользователя есть возможность самостоятельно контролировать потребляемые услуги, контент, сервисы. При необходимости абонент может самостоятельно сменить тарифный план, выбрать другие услуги.
  • При необходимости можно обеспечить доступ ко всей биллинговой информации представителям государственных органов.
  • Есть возможность организации шаблонного заполнения договоров, с прикреплением всей необходимой документации.
  • Мониторинг актуального состояния всего оборудования. При возникновении неполадок можно получить детальную информацию для скорейшего устранения проблем.
  • Составление карт сети.
  • Полная инвентаризация всего оборудования.
  • Грамотная и тонкая интеграция с системами ЖКХ. Это позволяет включать плату за услуги провайдера в счет за ЖКХ.

Техническая реализация биллинга осуществляется на основе базы с скриптами, чаще всего на языке Perl. Могут использоваться системы без скриптов, используются view-запросы самой СУБД. Современный биллинг представляет собой мощный комплекс эффективных программных средств. Это позволяет выстроить единую систему управления и взаимодействия с другими сервисами. Схема включения сервера АСР одинакова. Для начинающих провайдеров биллинг может быть объединен с его сервером доступа, но такой подход нежелателен.

Другие статьи из блога

© 2010-2019 Forward Telecom. Все права защищены.
Карта сайта | Политика конфиденциальности | Test

Контактные данные

  • +7 (495) 960-62-78
    с 10:00 до 19:00
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Адрес