Биллинг оператора
Биллинг оператора
Операторы мобильной связи в настоящее время переживают непростой период, обусловленный стремительным развитием технологий. То, что привлекало пользователей ранее, уже не так эффективно.
Поэтому мобильные операторы вынуждены постоянно придумывать новые услуги и товары, позволяющие бизнесу оставаться на плаву, а также в ускоренном темпе развивать собственные технологии, отвечающие за предоставление услуг связи и их объединение в одну общую систему. В данной статье будет рассмотрено, что ждет сотовых операторов в ближайшее время.
Основой функционирования мобильной связи и деятельности мобильных операторов в частности является биллинг. Биллинг - это лучшее на сегодняшний день решение, способное удовлетворить как нужды компании, так и требования актуальных бизнес-процессов в области сотовой связи. Задача биллинга состоит в том, чтобы классифицировать и тарифицировать процессы, определить стоимость услуг компании, предоставить непосредственно саму услугу, предоставить счет и в конечном итоге получить денежные средства, кроме того, все это нужно сделать таким образом, чтобы клиент остался доволен и продолжал пользоваться услугами компании. С каждым днем функционал биллинга стремительно растет, при этом специалисты стараются упростить все вышеперечисленные процессы с инженерной точки зрения. По очевидным причинам, бизнесу будет выгодно, чтобы стоимость обеспечения биллинга росла значительно медленнее, чем его возможности. Представители подобных компаний пытаются прийти к тому, чтобы функционал был предельно широким, а вот затраты и сложности принятия решений были сведены к минимуму. Выгодный биллинг позволяют бизнесу значительно снизить расходы на обслуживание всей системы, увеличить скорость выполнения поставленных задач, расширить функционал и получить максимальную прибыль со своей деятельности. Кроме того, хороший биллинг уже сейчас может оперативно реагировать на прогресс конкурирующих фирм и в короткие сроки выводить на рынок сотовой связи новые услуги, востребованные клиентами. Взяв в аренду биллинг можно без особых сложностей и расходов заявить о себе на рынке в качестве виртуального оператора (MVNO) и уже через некоторое время начать переманивать у конкурентов постоянных пользователей мобильной связью.
Так каким же требованиям должна отвечать биллинговая система, чтобы стать востребованной среди современных сотовых операторов? Для ответа на вопрос нужно четко понимать, как сейчас обстоят дела на рынке:
Рынок мобильной связи стремительно растет и развивается. Регулярно появляются новые технологии и значительно улучшаются предыдущие, выводятся новые услуги и способы привлечь потенциальных клиентов. Мобильные операторы объединяются с другими компаниями и совместно продвигают свои бренды. В идеале такая картина подразумевает три исхода для биллинга:
- его поддержание (если он справляется с поставленными задачами);
- модернизация и частичное изменение;
- полный отказ от него и замена на другой.
Однако вышеперечисленные варианты решения возможны только при идеальном развитии событий, так как мобильным операторам нужно постоянно двигаться: расширять клиентскую базу, улучшать работу системы, поглощать более слабые организации и так далее. Учитывая всю скорость и масштабность действий, на полноценное развитие и поддержание новых технологий на плаву элементарно не остается денег и возможностей - это приводит к целому ряду проблем, не только снижая доходы организации, но и значительно добавляя им работы и головных болей. Если же компания бросает много ресурсов на развитие биллинга, то что она ожидает получить взамен своим "страданиям"? Ответ прост: многофункциональную платформу, позволяющую выстроить все рабочие процессы таким образом, чтобы во время их выполнения сбои и ошибки миновали систему. Речь о трансформации биллинговых(классических) систем в полномасштабные digital-платформы шла давно, и вот только в настоящее время подобные планы выглядят реально. Среди обязательного чаще всего идет речь о:
- Конвергентности;
- Масштабируемости (горизонтальной);
- Поддержке гибридных и и облачных моделей развертывания.
Также сюда можно отнести тот факт, что оператору необходимо постоянно напоминать о себе своим пользователям, начиная от обычных "напоминалок" и информ-сообщениях через SMS и заканчивая объявлениями в интернете.
Бизнес-партнеры на рынке мобильной связи важны не меньше, чем клиенты, поэтому часто можно услышать о создании супербандлов и интеграции с системами партнеров. Ну, а самым главным требованием к биллингу является улучшение "time-to-market". Всего вышеперечисленного нужно не только достичь, но и удачно собрать в одну систему.
Мнение разработчиков
Выдвигаемые бизнесом требования понятны, но вот техническая сторона вызывает сомнение. Главная причина разногласий - это так называемый "абсолютный каталог", только вот должен он быть абсолютным или нет - мнения расходятся. Многие утверждают, что многоуровневая система каталогов и система квази-каталогов выглядят более убедительно, а именно: технический каталог, каталог в структуре ордеринга и товарный каталог. С теоретической точки зрения все эти каталоги можно объединить, но вот приведет ли это к хоть к чему-то - вопрос. Самым непростым моментом в решении данного вопроса является вопрос бандлирования. Здесь имеется множество сложностей в техническом плане и в плане подачи услуг клиентам, поэтому мнения расходятся.
Что ждет биллинг оператора связи?
Предполагается, что вектор развития биллинга будет решать непосредственно сам пользователь системы. А что касается технической стороны медали, то здесь огромную роль сыграют технологии, позволяющие собирать данные о биллинговой системе и анализировать их эффективность. Именно в этом вопросе себя смогут отлично проявить IoT, big data и machine learning. Биллинг не имеет возможности пользоваться стандартными способами обслуживания мобильной связи. Такой системе нужны сложные системы персонализации и сбора данных, без которых невозможно обеспечивать выполнение digital-задач.
Акцент на индивидуальные требования пользователей вызовет распространение узкопрофильных предложений по стоимости и бандлам. В таком случае можно ожидать развитие кросс-продаж, которые сейчас кажутся недоступными и в некоторых случаях даже невозможными. Если же такое случится, то стоит ожидать, что бонусы клиентам будут выдаваться, например, исходя из половых признаков(и не только), что-то вроде: мужчинам - абонемент в сауну, а женщинам - набор косметики. Кроме того, клиенты абсолютно неожиданно будут узнавать, что вместе с использованием услуг какой либо сотовой компании, они являются подписчиком абсолютно незнакомого интернет-издания, например.
Биллинговая система, которая изначально была предельной простым счетом, будет стремительно развиваться, не только отвечая требованиям рынка, но и нередко значительно опережая его. Все стороны технического прогресса (5G, цифровизация) так или иначе отразятся на ее работе. Кроме того, именитые специалисты в данной области смело утверждают, что разработчики в сфере мобильной связи займутся не только разработкой биллинговых систем, но и будут отвечать за так называемый "бэк-енд" большой части рынка.