Skip to main content

Что такое биллинг?

Что такое биллинг?

Работа телекоммуникационных операторов невозможна без особой бухгалтерской системы, позволяющей быстро, корректно и в автоматическом режиме пересчитывать и обновлять информацию о состоянии абонентских счетов.

Биллинговая система (БС) – это специальное программное и аппаратное обеспечение, хранящее информацию о каждом клиенте и тарифах, рассчитывающее стоимость услуг для абонентов и производящее операции по взаиморасчетам с агентами, предоставляющими услуги самому оператору.

Совокупность всех цикличных операций, продуцируемых программой, называется биллингом. Подобный «софт» используется не только операторами сотовой связи. С его помощью интернет-провайдеры выставляют счета и ведут учет объемов трафика. Благодаря биллинговой системе можно провести анализ показателей в стационарной телефонии, например, направление и продолжительность звонков. Представители операторов IP-телефонии также являются пользователями биллингового ПО.

Биллинговые системы создаются на основе многофункциональных систем управления базами данных. Наиболее часто используемыми СУБД являются Oracle, Informix и Sybase. Последние две рассчитаны на работу с большими объемами информации и могут быть взяты за основу для БС для транснациональных операторов мобильной связи. Среди телекоммуникационных операторов наиболее популярны БС CBOSS, BIS, Bill-2000-prepaid, Flagship и Arbor.

Сущность и качества БС, востребованных среди операторов сотовой связи

Биллинговые системы часто носят другие названия, полностью отражающие их суть:

  • ИБС – информационная биллинговая система;
  • АСР – автоматизированная система расчетов.

Независимо от используемой аббревиатуры БС должна обладать рядом ключевых качеств, обеспечивающих слаженную бесперебойную работу оператора связи и взаимодействие со всеми абонентами в режиме реального времени.

Настраиваемость

Возможность внедрения дополнительных настроек дает возможность расширить возможности системы и обеспечить решение большего количества задач.

Гибкость

Пластичность и гибкость используемой биллинговой системы позволяет ей быстро подстраиваться под потребности оператора в конкретный период времени, обеспечивая осуществление сиюминутных запросов телекоммуникационного поставщика услуг.

Открытость

Исходный код программного продукта должен быть доступен оператору. Подобная открытость дает возможность пользователю самостоятельно обслуживать систему, модернизировать ее, подстраивая под свои нужды, и не зависеть от разработчика.

Модульность построения системы

Использование модулей, специализированных независимых друг от друга подсистем, позволяет упростить тестирование программы и строго разделить задачи, решением которых будет заниматься БС. Функционирование каждого блока программы будет максимально автономным. Так, например, частью биллинговой системы могут быть подсистема оповещения абонентов или предварительной обработки данных, модуль оперативного управления биллингом.

Масштабируемость

Рост абонентской базы, увеличение спектра предоставляемых услуг не должны повлечь за собой потребность в доработке программной части биллинговой системы. Расширение ее возможностей должно осуществляться за счет модернизации аппаратной части БС. При этом сама СУБД должна интегрироваться с различными платформами для многопроцессорного и бесперебойного режима работы.

Надежность

Одно из ведущих качеств БС, как и любых других «софт»-продуктов. Его уровень определяется надежностью технологий и СУБД, а также соблюдением стандартов, которые использовались при разработке системы.

Мультиязычность и мультивалютность

Возможность устанавливать различные языки и работать с несколькими валютами дает возможность взаимодействовать с операторами других стран, работая на мультинациональном уровне.

Оптимизация биллинга

Самостоятельное улучшение БС оператором – важное качество, позволяющее расширить потенциал системы и увеличить число решаемых задач. Оптимизация неотрывно связана с открытостью и невозможна без прозрачности действий разработчика. К дополнительным полезным качествам биллинговой системы относятся отложенный и горячий биллинг. В первом случае расчеты производятся после завершения состоявшихся звонков, во втором – непосредственно в процессе разговора, а новый соответствующий реальной действительности баланс счета становится доступным сразу после окончания звонка. Постинг биллинга как дополнительная особенность бухгалтерской системы для оператора сотовой связи позволяет фиксировать результаты расчета и делать их доступными для абонентов, например, благодаря рассылке.

Возможности современных БС для операторов связи

Одной из ведущих задач биллинговой системы является автоматизация корректных расчетов с клиентами от момента заключения договора до выписки со счетов. Но на этом функционал АСР не завершает свое многообразие. Современные БС не ограничивают абонентов в самообслуживании благодаря подсистемам автоматического сбора данных и автоматизации услуг. Благодаря им может быть произведено подключение или оплата услуги через Интернет.

Отображение обновленного баланса после совершения звонка, использование кредитной системы или предоставление услуг по предоплате, постоянный подсчет остатка на счету абонента и уведомление пользователя о необходимости внести средства являются ведущими возможностями БС. Однако случаются и технические неполадки внутри БС. Чаще всего они отображаются в несправедливом списании незначительных сумм денежных средств со счета абонента либо в предоставлении устаревшей информации по балансу клиента.

Биллинговые системы: функции и структура АСР

Организация биллинговых процессов достаточно проста, если не учитывать поддержку некоторых сложных операций, например, роуминга. Коммутатор записывает и обрабатывает данные о соединениях абонента, передавая их в расчетную систему, которая оперирует тарифами и нормативами. Расчетная система формирует абонентский счет, опираясь и на дополнительную информацию:

  • клиентские данные;
  • условия контрактов с абонентами;
  • стоимость передачи информации через дилеров;
  • наличие сторонних поставщиков услуг.

Обеспечение контроля и автоматизации оплаты гарантирует и база данных с историей платежей клиента. Благодаря сведениям из этого самостоятельного модуля осуществляется активация и деактивация абонентов. Функции служат своеобразной защитой, ведь услугами могут пользоваться лишь те клиенты, которые за них платят.

Спектр функциональных возможностей БС позволяет разделить их на три категории:

  • БС для транснациональных операторов связи обеспечивают работу сетей на международном уровне и обязаны обладать качествами мультивалютности и мультиязычности.
  • Заказные БС национального уровня разрабатываются для работы с конкретным оператором, фактически являются штучными биллинговыми системами и могут нуждаться в интеграции с уже функционирующей системой расчетов. Это обуславливает сложность их создания, из-за чего они остаются достаточно дорогостоящими.
  • Региональные системы среднего класса обладают всеми необходимыми базовыми качествами БС, но используются в пределах определенных областей.

Разработчики БС ориентируются на потребности определенного оператора, при ее создании учитывается бизнес-процесс конкретного предприятия с его оборудованием, технологическим циклом предоставления услуг связи. При этом любая биллинговая система сохраняет и унифицированный функционал, присущий любой АСР для телекоммуникационных операторов всех категорий.

Предварительный анализ и обработка базовой информации

К подобным операциям можно отнести любые запросы к коммутатору: получение данных о соединениях и предоставленных услугах.

Управление сетевым оборудованием

Указанные операции включают активацию или блокировку абонентов, изменение условий тарификации и подписки пользователей, находящихся в СУБД оператора.

Базовые функции СУБД:

  • формирование и правка таблиц в базе данных расчетной системы;
  • запись коммутатора о вызовах и оказанных услугах, их тарификация, основанная на закрепленных в базе условиях;
  • выставление текущих счетов, их печать для абонентов;
  • формирование отчетов;
  • управление кредитной линией абонентских счетов;
  • архивация и хранение информации.

Гибкость и модульность системы телекоммуникационного оператора обеспечивают бесперебойную работу каждого конкретного звена в технологической цепи обслуживания абонентов. Биллинг включает в себя три ключевые подсистемы.

Модуль предварительной обработки данных

В этом приложении происходит сбор и анализ информации о соединениях абонента, определяется тип услуги и параметры используемого трафика: источник и направление звонков, условия роуминга, взаиморасчеты с дилерами услуг связи. Ключом модуля является декодер исходной информации о соединениях. Наиболее сложной среди всех выполняемых операций в этом модуле является роуминг. Это связано с необходимостью конвертации записей всех форматов от разных коммутаторов из БС в формат, используемый в конкретной биллинговой системе. При этом должны быть учтены все стандарты передачи данных.

Для этого создаются служебные таблицы, материалом для которых служат тарифицированные записи о соединениях между задействованными операторами. После остальные модули используют собранную и систематизированную в таблицах информацию для произведения расчетов с абонентами, формирования отчетов и проведения взаиморасчетов с другими телекоммуникационными операторами. Применение своеобразных «интеллектуальных систем» внутри БС дает возможность обрабатывать разные виды услуг, выставляя счет в удобном и для абонента, и для оператора формате.

Модуль оперативного управления биллингом

Подключение или блокировка конкретной услуги в автоматическом режиме или при помощи обращения к оператору происходят именно благодаря этой подсистеме. Коммутатор изменяет подписку абонента по запросу клиента или при необходимости оператора. Так, например, осуществляется активация дополнительных услуг голосовой почты после заявки клиента.

Модуль оповещения абонентов

Голосовые, текстовые и другие сообщения от оператора его абонентам – важная составляющая биллинга. Основой для формирования оповещения также является информация из СУБД. Подобное деление БС на функциональные модули является классическим примером АСР, но не считается единственным возможным для всех биллинговых систем.

Биллинг и история формирования его мировых стандартов

Необходимость осуществления взаимодействия между разными операторами мобильной связи послужила началом для выработки определенных стандартов биллинга. Формирование общих норм нужно, например, для поддержки роуминга.

Стандарты биллинга делятся на три международные группы. Так, в 1998 году американским институтом стандартов ANSI был разработан и утвержден стандарт ANSI 124. Его дальнейшее развитие и усовершенствование для новых потребностей операторов и их абонентов полностью зависит от ассоциации TIA. Компания CIBERNET также занялась уточнением и делением бизнес-процессов, происходящих при передаче сообщений внутри этого стандарта. Рабочей группой компании была сформулирована новая категория стандартов NSDP-B&S. Спецификации этого класса подразумевают полное соответствие всех процессов, осуществляемых операторами, и информации, которая передается во время операций по обмену данными между коммутаторами по стандарту ANSI 124.

С 1998 года и по настоящее время CIBERNET совместно со своим комитетом CAC-IS поддерживает биллинговый стандарт CIBER, который является первым североамериканским стандартом биллинга. Под эгидой CAC-IS объединены разработчики БС и телекоммуникационные операторы, благодаря чему обеспечено продуктивное взаимодействие создателей и непосредственных пользователей биллинговых систем. CIBER применяется в сотовых сетях стандарта AMPS. В Европе же был сформирован стандарт ТАР, который используется с 1992 года. Курирование норматива осуществляется рабочей группой TADIG. Действующие телекоммуникационные европейские операторы используют вторую спецификацию стандарта ТАР2, хотя уже сформулирована и утверждена и третья версия. Спецификация TD.27, известная и как NAGTAP2, является модификацией ТАР2 и применяется на территории США с 1995 года.

Другие статьи по теме

Спасибо! Ваша заявка отправлена.

В ближайшее время менеджер свяжется с Вами.

Чем мы можем вам помочь?

Укажите контактные данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Отправляя эту форму, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку персональных данных ООО «Форвард-Телеком»