Слово биллинг происходит от английского “bill” — счет, а первые программы, считающие плату за услуги для абонентов и выставляющие счета, появились еще в 1990-е. Однако с тех пор биллинг буквально перерос сам себя. Сегодня тарификация услуг — это неотъемлемая, но далеко не единственная и даже не самая сложная функция биллинга.
Базовые функции биллинговых систем, или АСР (автоматических систем расчетов), как они называются в документах Министерства связи, хорошо известны. Это анализ данных о предоставляемых услугах, их тарификация, управление биллингом (включение и отключение услуг, изменение тарифов), оповещение пользователя о состоянии его счета, интеграция с платежными инструментами. Но в таком виде биллинг может удовлетворить разве что сферу ЖКХ, и то не полностью. Телекоммуникационные же компании сегодня стремятся к гораздо большему. Почти никто давно не продает только минуты разговора или гигабайты интернет-трафика. Взять хотя бы операторов сотовой связи. Они занимаются и организацией связи, и продажей смартфонов и аксессуаров, и денежными переводами, не говоря уже о том, что с баланса мобильного телефона оплачиваются многочисленные сервисы, в том числе сторонних компаний. Плюс маркетинг теперь невозможен без того, чтобы постоянно предлагать клиенту новые акции, скидки, пакетные предложения, бонусы — и многие из этих предложений формируются совместно с партнерами компании. Телеком-компании таким образом претендуют на продвинутый статус “lifestyle enabler”, обеспечивая клиенту не отдельные услуги, а буквально стиль жизни, в котором ему вообще не нужно задаваться вопросом “а как мне получить то или это?”. Клиенту все подают на блюдечке, за что он платит не только деньгами, но и лояльностью. Это, однако, формирует принципиально новые требования к биллинговой системе.
Хороший биллинг — как хороший официант. Его работа должна быть заметна и клиентам, и сотрудникам компании только в том момент, когда он приносит счет. В остальное время этот незаметный служащий так стыкует работу всех информационных систем компании, что кажется, будто все происходит само собой. Что же остается за кадром?
Но если “витрина” биллинговой системы, ее продвинутые функции — это объект желаний любой телеком-компании, то страхи прячутся в “подвале” и связаны технической стороной вопроса. Главные из них — это надежность, техническая поддержка системы и защита персональных данных клиентов. Небольшие компании также беспокоит стоимость. Для крупных игроков рынка важнее показатель TTM “time-to-market”, ведь новая биллинговая система обычно разворачивается не на пустом месте, а приходит на смену старому ПО, которое стало подводить. У страха, как известно, глаза велики, и он заставляет российские компании принимать не самые взвешенные решения, когда речь идет о биллинге.
Как ни удивительно, но в России даже крупнейшие и старейшие провайдеры телекоммуникационных услуг часто пользуются морально устаревшими биллинговыми системами, написанными в 1990-е и 2000-е. Их бесконечно модифицируют, добавляют все новые строки кода. Простое добавление новой услуги, придуманной отделом маркетинга, оказывается квестом для программистов. Но отказаться от такой системы трудно. Кажется, что “переезд” займет вечность и будет подобен катастрофе. Это только усугубляет ситуацию. Компания теряет рыночные преимущества, которые бы давали функции современной биллинговой системы. Данные продолжают копиться, отнюдь не делая проще будущие нововведения. Не говоря уже о том, что если компания не специализируется на разработке ПО и не держит у себя целую армию программистов, то “самописные” программы — это всегда рискованный вариант. Биллинг услуг оказывается в зависимости от нескольких сотрудников (программистов, системных администраторов), и если завтра они решат переехать в другой город или уйти на более высокооплачиваемую позицию, компания останется с системой, которую просто некому поддерживать.
Итак, кому не нужен биллинг? Компаниям, которые не готовы развивать систему. Компаниям, которые не стремятся к гибкости и не нуждаются в оперативных сменах тарифов. Компаниям, которые до сих пор не считают удобные и производительные IT-системы конкурентным преимуществом.
Но мы уверены, что речь тут - не про ваш бизнес.
В ближайшее время менеджер свяжется с Вами.