Skip to main content

Не реестрами едиными жив телеком

Не реестрами едиными жив телеком

За последние семь лет что ни новый закон в телекоме, то очередной реестр. Полюбилась государству эта форма документов в телекоммуникационной сфере. Она более глобальная, доступная, жесткая и идеально подходит для регулярного контроля. Мы сделали обзор действующих и грядущих реестров в телекоме, чтобы проследить тенденции и увидеть картину в целом.

РЕЕСТР ОПЕРАТОРОВ, ЗАНИМАЮЩИХ СУЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СЕТИ СВЯЗИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Начнем с «динозавра» - древнего Реестра 14-тилетней давности. Документ шел прицепом к закону «О связи» и включал в себя список операторов с 25 и более процентами монтированной номерной емкости или возможностью осуществлять пропуск не менее 25% трафика. Участников Реестра обязали создать равные условия для присоединения к их сетям и предоставлять особую отчетность. Список редко, но обновляется.

ЕДИНЫЙ РЕЕСТР ЗАПРЕЩЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Или еще короче – «Реестр запрещенных сайтов». Ведает им с 2012 года Роскомнадзор. Реестр как бы публичный, но как бы и нет. Пользователи могут только забить адрес страницы или ресурса, чтобы проверить на «запрещенку» или пожаловаться на сайт. Полный black list доступен лицензированным российский операторам связи. На сегодняшний день заблокировано больше 186 тысяч адресов, и в стадии активной разработки автоматическая поисковая система, которая будет находить и удалять запрещенную информацию.

Сроки для удаления нежелательного контента настолько сжатые, что поначалу операторы связи грешили просрочками и получали за это административные штрафы от Роскомнадзора. По закону заблокировать запрещенный ресурс интернет-провайдер должен за трое суток, а оператор связи и вовсе за сутки. Вдобавок к этому нужно следить, чтобы не наблокировать лишнего – за этим тоже следят и наказывают. Чтобы синхронизироваться с Реестром, операторам пришлось настраивать с ним взаимодействие ИТ-программ или подключать дополнительные системы фильтрации. Игроки покрупнее тратили на разработку и обслуживание подобных систем миллионы долларов, а мелкие операторы были вынуждены выстраивать многослойную защиту – например, ПО + ручная проверка + платная URL-фильтрация от «Ростелекома». Чтобы облегчить участь компаний телекома, Роскомнадзор в тандеме со специалистами операторов связи разработал механизм для ускорения процесса выгрузки из Единого реестра.

РЕЕСТР ОРГАНИЗАТОРОВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Этот реестр создан в 2014 году в рамках «антитеррористического» пакета. В него вносятся все сайты и сервисы, в которых пользователи обмениваются сообщениями или файлами, включая комментарии. Под это определение попало все: от мессенджеров и форумов до блогов. Те, кто добровольно или принудительно оказался в Реестре, обязаны полгода в местных дата-центрах хранить информацию о действиях пользователей – какие сайты посещались, с кем и когда велась переписка. Операторы связи здесь снова в роли «кнута» и обязаны блокировать нарушителей, пока те не выполнят условия по закону.

РЕЕСТР НОВОСТНЫХ АГРЕГАТОРОВ

В 2017 году дошла очередь и до крупных агрегаторов новостей. По сути их приравняли к СМИ и назначили наказание за публикацию недостоверных сведений. Коснулось это только агрегаторов, которые в сутки посещает более миллиона человек. Про операторов связи не забыли и здесь, только на этот раз они выполняют функцию идентификатора. Если на пространстве Рунета обнаружится незарегистрованный агрегатор-миллионник, Роскомандзор отправляет провайдеру хостинга уведомление о необходимости определить владельца ресурса. Эту информацию оператор обязан предоставить в течение трех рабочих дней с момента получения письма. Но на деле таких агрегаторов в России оказалось всего четыре – mail.ru, СМИ2, Яндекс и Рамблер. Их РКН сразу занес в Реестр, и с этого времени обновлений больше не было.

РЕЕСТР ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Создание в 2015 Единого Реестра ПО для госзакупок и льготы отечественным производителям подхлестнули рост производства и продаж российских разработок. Однако начались проблемы с критериями включения программ в список, а правила с каждым годом стали ужесточать. В конце 2018 власти объявили, что намерены отказаться от софта на иностранных СУБД, и на исправление уже внесенных в Реестр программ будет даваться всего шесть месяцев. А в апреле 2019 в Реестр отечественного ПО стали допускать только софт с российской поддержкой.

РЕЕСТР РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

А теперь перейдем к Реестрам, которые с большой вероятностью скоро вступят в силу. Вслед за реестром отечественного ПО в разработку поступил Единый реестр радиоэлектронного оборудования российского происхождения с выделением в нём Реестра телекоммуникационного оборудования. Готовится новый шаблон госконтрактов, по которым закупать можно будет только технику из Реестра. Разрабатываются программы лояльности для компаний, которые будут использовать отечественное «железо» из списка и для операторов, которые с помощью российского оборудования будут прокладывать ШПД в населенных пунктах до 500 человек. Государство даже готово обучить и подготовить специалистов, которые будут производить и настраивать технику из Реестра.

Не сомневаемся, что и этот Реестр спровоцирует бурный рост разработок и продаж «железа» в России. Остается только вопрос совместимости техники с установленным ПО. И мы можем только гадать, постигнет ли этот Реестр участь списка отечественных программ с меняющимися правилами игры. Иначе непонятно, стоит ли игра свеч и нужно ли пытаться угнаться за новыми требованиями.

РЕЕСТР ИДЕНТИФИКАТОРОВ ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ

Идея создания реестра для IoT совсем свежая – апрель 2019 года. Сначала совет «Цифровой экономики» установил отрасли, в которых будет применяться Интернет вещей: ЖКХ, логистика, транспорт и промышленность. А затем появилась мысль пополнить ряды реестров еще одним, в который войдут устройства, точки доступа, узлы телематических служб, элементы сети передачи данных. Лицензированные операторы связи будут выдавать абонентам идентификаторы при заключении договора. Цель создания Реестра – безопасность , ограничение использования устройств без идентификатора на территории страны, возможность перехвата данных в рамках СОРМ. Препятствием для воплощением идеи в реальность может стать большое количество систем идентификации устройств и отсутствие адресации по IP. Для решения проблемы разрабатывается универсальная система идентификации с нумерацией из 15 символов.

Но остается еще одна - целесообразность создания подобного Реестра. В России нет собственных технологий и установленных стандартов для IoT, а уже накладываются ограничения. Если Реестр все же будет принят в ближайшее время, это затормозит развитие технологии в стране.

Другие статьи по теме

Спасибо! Ваша заявка отправлена.

В ближайшее время менеджер свяжется с Вами.

Чем мы можем вам помочь?

Укажите контактные данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Отправляя эту форму, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку персональных данных ООО «Форвард-Телеком»